Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

  

Социальный проект«Модель портфолио абитуриента»


Выполнили: ученики МБОУ СОШ №19

с углубленным изучением отдельных предметов

Парфенова Анна

Мухина Елена

Горбачева Дана

Никоненнков Кирилл

Руководители: заместитель директора по ВР Е.Ю. Яруничева

Заместитель директора по УВР О.В. Шумагина

Адрес: 606523, Нижегородская обл., Городецкий р-н,

г. Заволжье, ул.  Молодежная д.1, т. (83161)3-03-13

  

 

2014

Информационная карта проекта

Цели проекта

Разработать и создать универсальный шаблон портфолио выпускника, позволяющий наиболее эффективно показать достижения ученика на выпуске из школы, направленный на профессиональную ориентацию.

Задачи

1. Отобрать критерии необходимые для учета достижений выпускника.

2. Разработать универсальный шаблон портфолио абитуриента.

3. Разработать методические рекомендации для выпускников по составлению портфолио.

4. С целью обучения трансляция опыта через сайт Дневник. Ру

Участники проекта

1. Ученики 11 «А» класса -5 человек.

2. Учителя МБОУ СОШ 19

3. Ученический Совет старшеклассников

Авторы проекта

Парфенова Анна

Мухина Елена

Горбачева Дана

Никоненнков Кирилл

Кураторы проекта

Заместитель директора по ВР Е.Ю. Яруничева

Заместитель директора по УВР О.В. Шумагина

Сроки реализации проекта

2013 - 2014 уч. год.

Консультанты

Педагог организатор по профориентации Н.Ю. Щелманова, психолог Т.А. Саратовцева.

«Проходной балл должен складываться не только из результатов ЕГЭ: к ним нужно прибавлять средний балл аттестата, а также учитывать внеучебные достижения абитуриентов (творческие, спортивные и т.д.), что в совокупности называется «портфолио школьника».

Министр образования  Д. Ливанов.

 

Введение.

Актуальность проекта.

Примерно 30 процентов выпускников российских профессиональных учебных заведений работают не по специальности, а это значит, что бюджет не эффективно расходует деньги на их обучение. Эта проблема очень многогранна, ведь не правильный ответ на вопрос на вопрос: «Куда пойти учиться? Кем стать?»  в перспективе «дает» студентов, которым не интересно учится, людей, которые с неохотой  работают, не эффективно используют свои способности и задатки. В глобальном масштабе это отражается на экономике государства в целом, его конкурентоспособности на мировом арене.  О правильном приложении своих сил, как способе самосовершенствования, говорили еще буддисты. Но какие силы есть у человека, куда их приложить? Эти вопросы задает себе каждый выпускник на выходе во «взрослую жизнь». На эти вопрос помогает ответить портфолио абитуриента.

Проблемой «портфолио» занимаются ученые, как отечественные, так и зарубежные, отмечая, что «индивидуализация процесса обучения, расширение рамок образовательного пространства за границы школьного урока и школы, развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся делают всё более востребованным такой инструмент оценки индивидуальных образовательных достижений». И здесь тоже можно выделить ряд «внутренних» проблем:

1. Проблема наполнения и написания портфолио: существует много разных моделей портфолио, но они  плохо систематизированы.

2. Проблема использования портфолио для проектирования индивидуальных образовательных траекторий ученика в школе и при различных конкурсных процедурах отбора при переходе на следующую образовательную ступень.

3. Выбор критериев, которые должны использоваться в качестве оценки достижений выпускника.

4. Отсутствие реальных навыков самопрезентации у будущих абитуриентов.

 

Цель проекта: разработать и создать универсальный шаблон портфолио выпускника, позволяющий наиболее эффективно показать достижения ученика на выпуске из школы, направленный на профессиональную ориентацию.

Задачи:

1.Отобрать критерии необходимые для учета достижений выпускника.

2.Разработать универсальный шаблон портфолио абитуриента.

3.Разработать методические рекомендации для выпускников по составлению портфолио.

4.С целью обучения трансляция опыта через сайт Дневник. Ру

Адресаты проекта: выпускники 9-11 классов, будущие абитуриенты.

Ожидаемые результаты:

1. Разработка шаблонов и рекомендаций по составлению портфолио для выпускников школы.

2. Создание системы работы с портфолио абитуриента.

3. Повышение качества профессиональной ориентации и самоопределения выпускников школы.


Описание проекта.

Подготовительный этап.

1. Изучение методической и научной литературы по вопросу проекта.

На этом этапе была изучена литература по заявленной теме. Наиболее интересными на наш взгляд были работы:

- В. Черкасов. Портфолио как оценка творческого потенциала абитуриента //http://www.trizway.com/author/34.html

- Пинская М.А., Портфолио: возможности и актуальные задачи //http://www.iuorao.ru/2010- 01-01-91/135-2010-01-01-98

- Болотов В. А., Вальдман И. А., Ковалева Г. С., Пинская М. А. Развитие стимулирующей среды для оценки достижений учащихся в России. Вашингтон : Всемирный банк, 2013.

- Болотов В.А., Вальдман И.А. Портфолио: перспективные задачи по введению в образовательную практику ////http://www.iuorao.ru/2010- 01-01-91/135-2010-01-01-98

Основные источники:

- Проект комплексной программы модернизации системы дополнительного образования и воспитания детей. http://poisk77.ucoz.ru/index/annotacija/0-38, http://www.trizway.com/art/article/257.html

- Послание Федеральному собранию. Президент РФ, Дмитрий Медведев. 12.11.09 г. http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=54118

- Выступление министра образования и науки РФ, Андрея Фурсенко 12.11.09 г. http://www.mon.gov.ru/press/smi/6375

- Положение о портфолио учащихся. http://kohma6.iv-schools.ru/pages/6175-3341-3529

- Новая форма оценки личностных достижений школьников http://www.mmc26320.org/portfolio_main.html


2. Выявление  потребности выпускников в необходимости приобретения навыков по составлению портфолио через анкетирование.

Анкетирование.

Портфолио абитуриента. Учитель истории, обществознания и права Оксана Шумагина

Результаты анкетирования в диаграмме

Портфолио абитуриента. Учитель истории, обществознания и права Оксана Шумагина

Основной этап.

Используя рекомендации Болотова В.А., Вальдмана И.А. М.Пинской  выявили критерии необходимые для оценивания успехов выпускника.

Портфолио выпускника – что включает?

• Достижения в олимпиадах и конкурсах, организованных референтными для общества организациями. 

• Результаты участия во внешних по отношению к его школе конференциях и социально-значимых проектах.

• Достижения в системе дополнительного образования - творческие, спортивные и др.

• Корпус работ по предмету, эссе, материалы проектов, исследований, которые учащийся выполнял в школе,

– все то, благодаря чему складывается более полное и целостное представление об умениях и достижениях абитуриента.

Этот вид портфолио может быть использован при участии в конкурсных процедурах отбора учащихся на следующую ступень (уровень) обучения, при переходе в специализированные учебные заведении, при приеме на работу.

Структура портфолио.

Структура портфолио выпускника будет определятся его назначением, направленностью. В портфолио учебных достижений большее внимание уделяется учебной деятельности, в портфолио творческих работ (например, для Британской школы дизайна), творческим достижениям.

Структура портфолио учебных достижений.

Информация

Критерии отбора

Показатели

Документальные подтверждения

1.

Автобиография

Общие представления о абитуриенте

Фотография

2.

Результаты учебной деятельности

Рейтинг успеваемости ученика в классе, в параллели по школе.

Аналитический отчет классного руководителя.

 

 

 

 

 

Наличие побед, участие в олимпиаде школьников из перечня, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ на соответствующий учебный год

Представляются копии грамот, дипломов.

3.

Результаты внеурочной деятельности по предметам

Участие и победы в научных конференциях и научных обществах на всех уровнях

Представляются копии приказов на участников научных конференций и НОУ

Представляются копии грамот, дипломов (1, 2, 3 места), патенты.

 

 

Участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, выставках творческих работ по  школьным предметам

Предоставляются копии приказов и др. документы на участников (например копии протоколов конкурсов) Если в грамоте или дипломе указываются группа или команда учеников, то прикладываются приказ по ОУ с фамилиями учеников, направленных на фестивали, конкурсы, смотры и т.д.

 

 

Победы в фестивалях, конкурсах, смотрах, выставках творческих работ по школьным предметам

Представляются копии грамот, дипломов (1, 2, 3 места)

4.

Повышение уровня образования

 Прохождении курсов, обучение в языковых, технических и др. центрах. Языковые экзамен и др.

 

Сертификаты и др. документы подтверждающие обучение.

5.

Творческие потенциал

Победы в конкурсах творческого характера (изобразительное искусство, дизайн, вокал, танцы, музыка и др.)

Представляются копии грамот, дипломов (1, 2, 3 места)

 

 

Посещение кружков, секций, работа в творческих объединениях.

Грамоты,сертификаты.

6.

Спорт

Участие в спортивных соревнованиях по уровням.

Победы в соревнованиях.

Предоставляются копии приказов и др. документы на участников (например копии протоколов соревнований ).

7.

Социальная активность

Наличие проектов социальной направленности, реализованных самим учеником  или с его активным участием.

Участие в волонтерском движении, самоуправлении, детских общественных организациях  и др. формы социальной активности.

Представляются:

-копии приказов с Ф.И.О. обучающихся, участвовавших в социальном проекте или список участников проекта (заверяется руководителем ОУ), или ссылки на Интернет-проекты, где перечислены участники;

-благодарственные отзывы о результатах проекта (письма, публикации в СМИ, благодарности, грамоты, сертификаты)

 

8.

Приложение

-Отзывы специалистов об учебных достижениях.

 

-Работы, которые демонстрирую высокие достижения в той или иной области.

 

Рекомендательные письма от педагогов.

Рецензия на научную работу.

Структура портфолио учебных и творческих достижений.

Информация

Критерии отбора

Показатели

Документальные подтверждения

1.

Автобиография

Общие представления о абитуриенте

Фотография

2.

Результаты учебной деятельности

Рейтинг успеваемости ученика в классе, в параллели по школе.

Аналитический отчет классного руководителя.

 

 

 

 

 

Наличие побед, участие в олимпиаде школьников из перечня, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ на соответствующий учебный год

Представляются копии грамот, дипломов.

3.

Результаты внеурочной деятельности по предметам

Участие и победы в научных конференциях и научных обществах на всех уровнях

Представляются копии приказов на участников научных конференций и НОУ

Представляются копии грамот, дипломов (1, 2, 3 места), патенты.

 

 

Участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, выставках творческих работ по  школьным предметам

Предоставляются копии приказов и др. документы на участников (например копии протоколов конкурсов) Если в грамоте или дипломе указываются группа или команда учеников, то прикладываются приказ по ОУ с фамилиями учеников, направленных на фестивали, конкурсы, смотры и т.д.

 

 

Победы в фестивалях, конкурсах, смотрах, выставках творческих работ по школьным предметам

Представляются копии грамот, дипломов (1, 2, 3 места)

4.

Повышение уровня образования

Прохождении курсов, обучение в языковых, технических и др. центрах. Языковые экзамен и др.

 

Сертификаты и др. документы подтверждающие обучение.

5.

Творческие потенциал

Победы в конкурсах творческого характера (изобразительное искусство, дизайн, вокал, танцы, музыка и др.)

Представляются копии грамот, дипломов (1, 2, 3 места)

 

 

Портфолио работ.

Авторские рисунки, фотографии, дизайн-проекты, оформленные согласно требованиям ОУ, куда подаются документы.

 

 

 

Посещение кружков, секций, работа в творческих объединениях.

Грамоты,сертификаты.

 

 

Участие в мастер-классах (например, по хужожественной фотографии, веб-дизайну и т.д.)

Сертификаты,грамоты.

6.

Спорт

Участие в спортивных соревнованиях по уровням.

Победы в соревнованиях.

Предоставляются копии приказов и др. документы на участников (например копии протоколов соревнований ).

7.

Социальная активность

Наличие проектов социальной направленности, реализованных самим учеником  или с его активным участием.

Участие в волонтерском движении, самоуправлении, детских общественных организациях и др. формы социальной активности.

Представляются:

-копии приказов с Ф.И.О. обучающихся, участвовавших в социальном проекте или список участников проекта (заверяется руководителем ОУ), или ссылки на Интернет-проекты, где перечислены участники;

-благодарственные отзывы о результатах проекта (письма, публикации в СМИ, благодарности, грамоты, сертификаты)

 

8.

Приложение

- Отзывы специалистов о достижениях ученика (педагогов по танцам, вокалу и др. )

- Работы, которые демонстрирую высокие достижения в той или иной области.

Рекомендательные письма от педагогов.

Рецензия (отзывы) на работы автора.

Выявление рисков при составлении портфолио.

Портфолио выпускника – основные риски.

В случае, если портфолио становится значимым для поступления в вузы и получения тех или иных привилегий при прохождении тех или иных конкурсных процедур, то будет возникать вопрос о достоверности представленных материалов, их значимости.

Снижение рисков:

1. Обращать внимание на качество достижений, на мероприятия, которые проводит сам ВУЗ, куда хочет поступить абитуриент, на организации, которые проводят те или иные мероприятия.

2. Желательно делать акцент на те проекты, которые признают и которым доверяют. Например, всероссийская олимпиада школьников под эгидой Минобразования России, вузовские олимпиады под эгидой Российского Союза ректоров и др.

Составление универсального шаблона портфолио. (см. Приложение -брошюра «Портфолио абитуриента»)

Заключительный этап.

Разработка методических рекомендаций по составлению портфолио.

Основные методические рекомендации:

1. Начинать работу над портфолио своих достижений следует, как можно раньше.

2. При составлении портфолио учитывать требования учебного заведения, куда оно будет предоставлено.

3. Отбирать существенные, значимые достижения, которые действительно являются показателями вашего развития.

4. Не «засорять» портфолио ненужной информацией, т.к. ее обилие может скрыть основную суть.

5. Потфолил должно быть логичным.

6. Будьте активны, тогда вам не надо будет думать, чем наполнить портфолио!!!


Выпуск обучающей брошюры для выпускников школы (см. Приложение -брошюра «Портфолио абитуриента» https://drive.google.com/open?id=1RN7NapRz46dYPX7iexSVnWNszfg0TYp6)

Трансляция опыта через сайт Дневник.ру.-  ссылка на проект: http://groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=237713


Этапы реализации проекта

Этапы реализации

проекта, сроки.

Деятельность.

Подготовительный

2013 сентябрь-октябрь

Изучение методической и научной литературы по вопросу проекта.

2013 ноябрь

Выявление потребностей выпускников в необходимости приобретения навыков по составлению портфолио через анкетирование.

Основной этап

2013 декабрь

Разработка критериев необходимых для оценивания успехов выпускника, определение структуры.

2014 январь

Выявление рисков при составлении портфолио.

2014 январь-март

Составление универсального шаблона портфолио.

Заключительный этап

2014 Март-апрель

Разработка методических рекомендаций по составлению портфолио абитуриента.

2014 Март-апрель

Выпуск обучающей брошюры для выпускников школы.

2014 Март-апрель

Трансляция опыта через сайт Дневник.ру

Литература:

Интернет-источники:

 ( http://www.rg.ru/2013/07/19/vipuskniki-site-anons.html  Российская газета)